Игровая система Neo Geo

Игровая система Neo Geo

Neo Geo (часто стилизована под NEO•GEO или пишется через дефис как Neo-Geo) — это, основанные на картриджах, аркадная система и домашняя игровая приставка, выпущенные в 1990 году компанией SNK. Система предлагала сравнительно красочную 2D-графику и высококачественный звук, а также систему хранения данных на картах памяти, которую можно было использовать в обеих версиях системы. В то время система была основной платформой для аркадных игр, но также была доступна в качестве домашней игровой консоли высокого класса. Эти системы были известны как MVS (Multi Video System, аркадная версия) и AES (Advanced Entertainment System, домашняя версия, игровая консоль высокого класса). Neo Geo позиционировалась на рынке как 24-битная система, что может быть отсылкой либо к её 24-разрядной графической шине данных, либо к 8/16/32-разрядной мультипроцессорной системе.

Аркадные системы Neo Geo MVS

Neo Geo

РазработчикSNK
ПроизводительSNK Corporation
ТипПлата для аркадной системы и домашняя игровая приставка
Поколение4 поколение
Дата релизаNeo Geo MVS: 26 апреля 1990 (Япония), 22 августа 1990 (США), 1991 (Европа)
Neo Geo AES: 26 апреля 1990 (Япония, Аренда), 1 июля 1991 (Япония, Продажа), 1 июля 1991 (США)
Поддержка прекращена1997 г. (аппаратное производство), 2004 г. (ПО)
2007 г. (техническая поддержка)
ЦПMotorola 68000 @ 12MHz, Zilog Z80A @ 4MHz
НосительИгровой картридж
Домашняя приставка Neo Geo AES

История Neo Geo

Аппаратная часть Neo Geo — это результат эволюции более старой аркадной платы SNK/Alpha Denshi M68000, которая использовалась в игре Time Soldiers (1987 г.), и дальнейшей модификации SNK M68000, которая использовалась в P.O.W. — Prisoners of War (1988 г.). В отличие от другого аркадного «железа» того времени, SNK/Alpha Denshi выводило полосы спрайтов вместо закадровой «плитки». Разработкой Neo Geo занимался Эйджи Фукацу (Eiji Fukatsu) из Alpha Denshi: туда было добавлено масштабирование спрайтов за счёт таблиц, хранящихся в ПЗУ, а также поддержка большего объема данных на картриджах и улучшенный звук.

Анонс Neo Geo состоялся 31 января 1990 года в городе Осака (Япония), а выпуск прошёл 26 апреля того же года.

Поначалу домашняя приставка только арендовалась игроками, но SNK быстро начала продавать ее через магазины, когда отзывы покупателей показали, что люди готовы тратить деньги. По сравнению с другими приставками того времени, Neo Geo обладала гораздо лучшей графикой и звуком. Возможно, эти факторы помогли платформе продержаться дольше остальных игровых консолей четвёртого поколения: она пережила популярных конкурентов вроде Super Famicom и Sega Mega Drive.

Домашняя система была оснащена двумя процессорами: 16/32-разрядным основным процессором Motorola 68000, работающим на частоте 12 МГц, и 8-разрядным сопроцессором ZiLOG Zilog Z80 с частотой 4 МГц. Специальный видеочипсет позволял системе отображать на экране 4096 цветов и 380 отдельных спрайтов одновременно, в то время как встроенный звуковой чип Yamaha 2610 обеспечивал 15 каналов воспроизведения звука, семь из которых были зарезервированы специально для цифровых звуковых эффектов. Однако разрешение экрана было немного ниже по сравнению с играми конкурентов: типичные для США аркадные «шкафы» MVS содержали аппаратуру, из-за которой графика выводилась немного более тёмной и контрастной.

Дебют консоли в США первоначально планировался по цене в 599 долларов, включая в комплект 2 джойстика и игру на выбор (Baseball Stars или NAM-1975). Однако от такого плана отказались: когда платформа вышла на американский рынок, она стоила 649 долларов вместе с двумя джойстиками, картой памяти, а также одной игрой Magician Lord (на коробках с Neo Geo раннего выпуска была золотая наклейка с объявлением о включении игры Magician Lord вместо изначального выбора из двух вариантов). Такой набор получил название «Золотой системы». Ещё продавался набор «Серебрянная система», который включал один джойстик без игры или карты памяти. Сами игры стоили дороже 200 долларов каждая. С такими «премиальными» ценами большинство игроков не могло позволить себе приставку, поэтому консоль была доступна для узкого круга пользователей. Запуск аркадного «шкафа» Neo Geo AES прошёл под лозунгом «Больше, хуже, лучше» и сопровождался масштабной рекламной кампанией, включавшей объявления в журналах и телевизионной рекламе.

Neo Geo отчасти получила культовый статус из-за массовой смены предпочтений — «народу» вскоре потребовалась вычурная трёхмерная графика. Даже после прекращения производства Neo Geo качество разработанных игр поддерживалось на игровых автоматах — особенно в Японии, где новейшая часть флагманской серии The King of Fighters вызывала ажиотаж с каждым новым выпуском.

Последней игрой, выпущенной SNK для платформы Neo Geo, стала Samurai Showdown V: релиз состоялся 19 октября 2004 года. SNK решила отказаться от «железа» из-за усилившегося пиратства выпущенных игр, которое вероятно послужило одной из причин её банкротства в 2000 году. Компания прекратила производить домашние консоли к концу 1997 года, но программная «начинка» для домашних и аркадных систем продолжала выпускаться еще много лет. Начиная с анонса аркадной машины (1990 год) и заканчивая выпуском последней игры (2004 год), итоговый 14-летний цикл поддержки от производителя Neo Geo вывел платформу на второе место среди самых «выносливых» консолей. Только Atari 2600, чья поддержка продолжалась с 1977 по 1992 годы, «прожила» дольше.

В 2006 году независимая команда разработчиков NG:DEV выпустила для домашней консоли новую игру на картридже под названием Last Hope. Эта игра работает со скоростью 60 кадров в секунду и демонстрирует крутые возможности Neo Geo даже спустя шестнадцать лет после ее дебюта. В игре присутствует как рисованная, так и компьютерная графика с эффектами прозрачности и освещения, а также техно-саундтрек.

31 августа 2007 года SNK прекратила обслуживание и ремонт домашних консолей, карманных компьютеров и игр Neo Geo. Тем не менее, они продолжат ремонтировать свое аркадное игровое оборудование.

Технические аспекты

MVS joystick controller

Каждый джойстик-контроллер имел размеры 280 мм (ширина) х 190 мм (глубина) х 95 мм (высота) и имел ту же компоновку из четырех кнопок, что и пульт управления на корпусе аркады MVS.

MVS (Multi Video System) — это аркадная версия Neo Geo. Владелец автомата мог установить несколько игр на один кабинет, в зависимости от типа используемой материнской платы. Существует несколько вариантов материнских плат с одним слотом (все они способны запускать только одну игру одновременно), а также материнская плата с двумя слотами для запуска двух игр, плата, которая могла запускать до четырех игр, и, наконец, плата, на которой помещалось до шести игр.

AES (Advanced Entertainment System) — это домашняя версия аппаратной платформы Neo Geo. Ранние версии материнских плат консоли AES содержали дополнительные платы, которые использовались для повышения четкости вывода видеосигнала.

Программный код одинаков как для оборудования MVS, так и для AES. Фактически, владельцы могли переставлять микросхемы EPROM из одного типа устройств в другой, и игра все равно запускалась бы. Программные особенности игровых опций MVS и AES содержались в ПЗУ каждой игры, независимо от того, предназначался ли картридж для домашнего или аркадного использования. Тем не менее, аркадные и домашние картриджи имеют разную распайку. Это было сделано для того, чтобы владельцы аркадных автоматов не покупали более дешевые домашние картриджи для использования в своих кабинетах.

Карта памяти

Карта памяти Neo Geo

Когда Neo Geo только вышла, это была первая в мире игровая система, в которой использовались карты памяти для сохранения прогресса в видеоиграх. Карты памяти ёмкостью 2 КБ были основаны на 68-контактном стандарте компьютерных карт памяти JEIDA версии 3 и могли хранить до 27 файлов сохранения. Ещё одной инновационной особенностью этого аксессуара являлась возможность его использования как на домашних, так и на аркадных системах, что, по сути, позволяло геймеру играя в аркадном зале, сохранять свой прогресс и продолжать с того места, на котором он остановился, уже дома в той же игре. Этот работало и в обратную сторону.

Размеры ПЗУ и экраны загрузки

ROM sizes and startup screens

Спецификация размера ПЗУ составляла до 330 мегабит, поэтому при запуске система отображала сообщение «MAX 330 MEGA — PRO GEAR SPEC». Хотя технические характеристики не требовали отображения этой надписи, в некоторых играх объёмом более 100 мегабит после этого экрана воспроизводилась анимация с надписью «The 100 Mega Shock». Позднее первоначальная спецификация размера ПЗУ была расширена за счёт использования технологии переключения банков памяти в картриджах, что увеличило максимальный размер картриджа до 716 Мбит. Эти новые картриджи также заставляли систему отображать при запуске надпись «GIGA POWER», указывающую на это улучшение.

Графика

В отличие от других игровых консолей того времени, Neo Geo не использовала слои фона на основе тайловой карты. Вместо этого она полагалась исключительно на рисование спрайтов для создания фона. Спрайты — это вертикальные полосы шириной 16 пикселей, высота которых может варьироваться от 16 до 512 пикселей. Размещая несколько спрайтов рядом, получалось имитировать слой фона. Система могла одновременно отображать на экране до 384 спрайтов и до 96 спрайтов на строку развёртки.

Сетевые/коммуникационные службы

В ранней рекламе Neo Geo подробно описывался картридж-модем для AES, который позволял бы пользователю получать доступ к различным службам, таким как домашний банкинг, интернет-шопинг и другие. Наряду с этим, была предусмотрена функция хранения пароля на карте памяти в целях безопасности. Такая функция сделала бы AES не просто продвинутой игровой консолью, а также позволила бы использовать её в качестве терминала для связи. Однако в конечном итоге такой аксессуар так и не вышел.

Технические характеристики:

Процессор

  • Основной процессор: Motorola 68000 на частоте 12 МГц.
    • Хотя процессор MC68000 был разработан Motorola, в аппаратном обеспечении Neo Geo использовалось множество других клонов этого процессора. Наиболее распространенным процессором является TMP68HC000, выпускаемый компанией Toshiba.
  • Сопроцессор: Zilog Z80 на частоте 4 МГц. Он также используется в качестве аудиоконтроллера.

Звук

  • Звуковой чип: Yamaha YM2610. 15 звуковых каналов: 7 цифровых, 4 FM-синтеза, 3 PSG и 1 канал шума.

Память

  • Основная память (используется непосредственно 68K): 64 Кбайт
  • Основная видеопамять: 74 Кбайт
  • Видеопамять: 64 Кбайт
  • Память палитры: 8 Кбайт
  • Быстрая видеопамять: 2 Кбайт
  • Звуковая память (используется непосредственно Z80): 2 Кбайт

Дисплей

  • Разрешение экрана: 320×224 (во многих играх использовались только центральные 304 пикселя)
  • Цветовая палитра: 65 536 цветов
  • Максимальное количество цветов на экране: 4096
  • Максимальное количество спрайтов на экране: 380
  • Минимальный размер спрайта: 1×2 пикселя
  • Максимальный размер спрайта: 16×512 пикселей
  • Максимальное количество спрайтов на строку сканирования: 96
  • Слои фона: 0
  • Соотношение сторон: 4:3
  • A/V-выход: RF, композитный видеосигнал, RGB (с помощью отдельного 21-контактного кабеля SCART FCG-9).

Звук

  • Звуковой процессор: Zilog Z80 на частоте 4 МГц
  • Звуковое оборудование: Yamaha YM2610 на частоте 8 МГц, стереозвук с частотой дискретизации до 56 кГц
    • 4 канала FM (4 оператора + LFO)
    • 3 канала PSG
    • 1 канал шума
    • 7 каналов 4-битного ADPCM
  • Оперативная память (звук): 2 Кбайт
  • Звуковая ПЗУ: 128 Кбайт на плате (используется менее 32 Кбайт)
  • Дополнительно: до 512 Кбайт звуковой ПЗУ на картриджах

Питание

  • Источник: отдельный адаптер питания постоянного тока 5 В (старые системы) и 9 В (новые системы)
  • Потребляемая мощность: 8 Вт (старые системы), 5 Вт (новые системы)

Габариты

  • Консоль: 325 мм (ширина) x 237 мм (глубина) x 60 мм (высота)
  • Контроллер: 280 мм (ширина) x 190 мм (глубина) x 95 мм (высота)

Хранение данных

  • Съемная карта памяти: карта памяти JEIDA версии 3 на 2 Кбайта или 68 контактов.
  • Подойдет любая память на 68 контактов, соответствующая спецификации JEIDA версии 3.

Игры для Neo Geo

Большинство игр, выпущенных на старте продаж Neo Geo, были разработаны компанией SNK, которой принадлежала платформа. Остальные тайтлы были созданы ADK, а также несколькими сторонними студиями. Среди доступных жанров были экшены-шутеры, такие как «NAM-1975» и «CYBER-LIP» от SNK или «MAGICIAN LORD» и «NINJA COMBAT» от ADK. Кроме того, было доступно множество спортивных игр, таких как «TOP PLAYER’S GOLF», «LEAGUE BOWLING» и «BASEBALL STARS PROFESSIONAL». Также были представлены гоночные игры, головоломки и викторины, часто встречающиеся в аркадных залах.

Поворотным моментом для Neo Geo стало появление в начале 90-х годов файтингов один на один. Это событие оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу игровой платформы.

Несмотря на то, что такие файтинги, как «FATAL FURY» и «ART OF FIGHTING«, были среди первых игр для Neo Geo и пользовались в то время немалой популярностью, они были очень похожи на экшены и не обладали глубиной настоящих файтингов.

Однако всё изменилось с появлением «FATAL FURY 2» – игры, которая предложила захватывающий геймплей настоящего файтинга. В ней было восемь выбираемых персонажей, включая всех трёх из предыдущей части, а боевая система была отлично проработана и дополнена интересными новыми механиками. Разработчики также воспользовались мощностью Neo Geo и впечатляющим объемом ПЗУ, чтобы создать потрясающую анимацию, плавные движения персонажей и превосходную графику, вызвав у игроков невиданный ранее ажиотаж. В мгновение ока эта игра стала хитом, а её невероятный успех многократно повысил узнаваемость консоли.

Примерно в это же время появились игры с объемом ПЗУ более 100 мегабит, и родился знаменитый слоган «THE 100 MEGA SHOCK!». Впечатление от столь внушительного объема в буквальном смысле повергло геймеров в шок.

С самого начала как дети, так и взрослые были очарованы передовым игровым процессом и красивой графикой, которые стали возможны благодаря ПЗУ большой ёмкости. Продолжение «FATAL FURY 2» вышло под названием «FATAL FURY SPECIAL». Эта игра предлагала ещё большую глубину и захватывающий игровой процесс, чем её предшественница, что в конечном итоге вызвало новый интерес к жанру файтингов среди геймеров в 1990-х годах.

Волна популярности файтингов, вызванная «FATAL FURY 2», привела к выпуску множества других файтингов для Neo Geo.

Выходили и сиквелы «ART OF FIGHTING», которая стала популярной серией вслед за играми «FATAL FURY». В продолжениях «ART OF FIGHTING» в полной мере использовалась функция масштабирования Neo Geo для создания ярких заставок, а также был представлен захватывающий сюжет, что ещё больше впечатлило поклонников серии. Ещё одной группой успешных игр в этом жанре стали игры серии «SAMURAI SHODOWN«, основанные на романтических произведениях, действие которых разворачивается в Японии периода Эдо. Эти игры привнесли в жанр новый элемент, столкнув персонажей друг с другом в схватках с применением оружия. Эти впечатляющие герои с оружием блистали как в заставках, так и в игровом процессе.

Затем ADK, близкий партнер SNK, выпустила продолжение «WORLD HEROS» с уникальными персонажами и амбициозной боевой системой. Реализация этой экспериментальной системы открыла ряд возможностей для будущих игр жанра. Примерно в это же время к SDK присоединились сторонние разработчики, помимо ADK, что добавило разнообразия в линейку игр для Neo Geo.

В этот момент драки на Neo Geo стали набирать обороты: разработчики соревновались, порой почти безрассудно, осваивая новые горизонты жанра файтингов и подогревая интерес поклонников к новому жанру.

Неоспорим тот факт, что различные файтинги для Neo Geo стали главной движущей силой развития жанра. Их вклад заключался не только в новаторских идеях и технологических достижениях. Новые релизы для Neo Geo всегда содержали элемент неожиданности и азарта, который держал геймеров в напряжении. Именно увлекательность каждой игры, а также новые фишки, стали залогом успеха файтингов в 1990-х годах. И ни одна другая система не привлекала геймеров так, как Neo Geo.

Знаковые персонажи игр Neo Geo

Говоря о Neo Geo, нельзя не упомянуть о привлекательных персонажах и сеттингах, встречающихся в её играх.

Terry Bogard
Терри Богард из Fatal Fury

Терри Богард из серии игр «FATAL FURY» сломал стереотипный образ героя, который часто используется и по сей день. В то время, когда бойцы обычно представлялись искателями истины или кем-то ещё столь же серьёзным, этот молодой американский бунтарь с его дикой внешностью и чрезмерно вычурными приёмами, кричащий «ОК!» и бросающий свою кепку в знак победы, вызывал большой интерес. Эта особенность стала неотъемлемой частью серии, а Терри Богард превратился в икону жанра файтингов на Neo Geo. По мере развития жанра фанаты файтингов по всему миру стали имитировать бросок кепки Терри Богарда.

Другим персонажем, завоевавшим всемирную известность, стала Накоруру из серии игр «SAMURAI SHODOWN». Благодаря костюму, созданному по мотивам традиционной одежды айнов, милому внешнему виду и характеру, изящной фигурке и уникальной технике боя с её верным ястребом, Накоруру покорила сердца геймеров по всему миру. В конце концов, её слава вышла за пределы круга заядлых геймеров.

Привлекательность персонажей Neo Geo объясняется сочетанием их свежего, нонконформистского образа и стандартной героической силы. Но одного этого нового образа было недостаточно, чтобы сделать их популярными, и одних обещаний было недостаточно, чтобы привлечь внимание игроков. Именно сочетание этих двух качеств – новизны и сохранения при этом характеристик, свойственных всем героям, – привело к появлению этого нового стандарта персонажей.

«Будущее уже наступило» – так звучал слоган SNK в то время, и, как мы видим, оглядываясь назад, Neo Geo действительно опережала свое время.

Влияние персонажей Neo Geo

Говоря о влиянии персонажей Neo Geo, важно отметить рост их популярности среди женщин-геймеров, что в конечном итоге привело к изменению стратегии развития аркадных залов.

Долгое время видеоигровые салоны в глазах общественности считались местом скопления хулиганов и сомнительных личностей. К тому времени, как Neo Geo стала популярной, этот негативный образ практически исчез, но стереотипы не так-то просто умирают, и женщины-геймеры по-прежнему очень неохотно посещали такие места.

Kyo and Iori
Кё и Иори из King of Fighters

Существенный сдвиг произошёл с выходом серии игр «THE KING OF FIGHTERS» (KOF). Как уже упоминалось ранее, у персонажей Neo Geo была довольно большая фанатская база, но фанаты были преимущественно мужского пола. KOF изменила это. Главным героем первой игры, «KOF ’94», был Кё Кусанаги, а его соперником в следующей части, «KOF ’95», стал Иори Ягами. Впервые женщины-геймеры начали проявлять к миру видеоигр не просто лёгкий интерес.

Фанатки начали узнавать о Кё и Иори из журналов о видеоиграх и других СМИ, влюбляться в этих персонажей и, в конечном итоге, толпами отправляться в видеоигровые салоны. Они были очарованы, наблюдая за тем, как «Кё-сама» и «Иори» делают своё дело на экране, и положительные отзывы хлынули в магазины на карточках для комментариев.

Увеличение числа женщин-клиентов сделало имидж игровых салонов в целом более «благопристойным», вынудив их владельцев всерьёз задуматься об этой новой категории клиентов. Кё и Иори сыграли значительную роль в том, чтобы открыть двери в мир видеоигр для представительниц прекрасного пола.

Поворотный момент в истории видеоигр

В середине 90-х годов мир гейминга захватила трёхмерная графика. Игры, использующие трёхмерные технологии, существенно изменили ход истории видеоигр. В то время несколько компаний начали продавать консоли нового поколения, а такие новые модные словечки, как «полигоны» и «наложение текстур», заставляли поклонников игр с нетерпением ждать чего-то нового и инновационного. Это стало поворотным моментом как для аркадных игр, так и для домашних консолей.

В результате этого явления двухмерная пиксельная графика, в которой специализировалась Neo Geo, стала ещё более утонченной. В 1996 году «захват движения» уже был частью терминологии трёхмерных игровых технологий (что по сути означает перенос движений реальных людей на компьютер). Эта технология была использована для создания такой амбициозной игры, как «ART OF FIGHTING 3«, которая на самом деле была двухмерной.

Хорошим примером передовой пиксельной технологии того времени является «METAL SLUG«. Metal Slug, созданная по мотивам серии Contra, – это игра в жанре «беги и стреляй», отличающаяся мультяшной, гиперактивной графикой и геймплеем. Чрезмерная детализация в сочетании с продуманной простотой придали этой игре ощущение противоречивой красоты, поразив поклонников игр, уже очарованных развитием трёхмерных технологий.

Успешное продолжение «METAL SLUG» было выпущено в 1998 году, и даже сегодня новые игры этой серии продолжают хорошо продаваться, что делает её неизменным фаворитом среди игр SNK.

Финальные годы Neo Geo

Новые игры для Neo Geo продолжали выходить до конца 90-х годов. SNK объявила, что KOF 2000 станет последней частью серии, и что количество аркадных релизов для платформы будет значительно сокращено.

В 2001 году SNK прекратила своё существование. Поклонники SNK и Neo Geo с сожалением констатировали, что, скорее всего, больше никогда не увидят новых релизов для этой системы. В результате ряда перипетий бывшие сотрудники SNK основали компанию Playmore (ныне SNK Playmore), которая приобрела авторские права SNK и выпустила KOF 2001. Это внезапное и драматичное возрождение любимой игры от SNK застало фанатов врасплох. В течение примерно трёх лет после этого один за другим выходили новые игры для их любимой Neo Geo.

На заре выпуска аркадных игр от SNK, системная плата и ПЗУ были объединены в одно устройство, как, например, в игре «SNK vs. Capcom: SVC Chaos». Отчасти это было связано с тем, что новые ПЗУ больше не работали на старых системах MVS. Это один из эпизодов, символизирующих долгую жизнь Neo Geo в качестве аркадного автомата.

В 2004 году на Neo Geo вышла игра «SAMURAI SHODOWN V SPECIAL«, и с тех пор новых игр для неё не выходило. Но имя «NEOGEO» продолжает жить в сердцах любителей видеоигр по всему миру и стало символом качества продукции SNK.

В 1990 году у сотрудников SNK была большая мечта о «новой земле», которая в конечном итоге произвела фурор в игровой индустрии и до сих пор признаётся как консоль, опередившая своё время.

Логотип Neo Geo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *